Суббота, 18.05.2024, 11:16
Приветствую Вас Гость | RSS


 
Понравился сайт?
Версия сайта в pda
Меню сайта
Блоги авторов и пользователей

Блог пользователя:


Спасибо нашему сайту









Онлайн переводчик
Категории раздела

Поиск
Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос
Вы счастливы в браке?
Всего ответов: 52
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кто и откуда к нам пришел
Тор 5 статей









Мой блог авторских стихов

Между строк



Главная » 2015 » Май » 4 » Карион Истомин - его жизнь и сочинения
Специальный сервис
08:22
Карион Истомин - его жизнь и сочинения

Карион Истомин, жизнь его и сочинения.

Литературная деятельность Кариона Истомина, как показывает помещаемый ниже „Обзор литературы предмета“, не осталась не замеченной нашими учеными и библиографами, и имя его встречается на ряду с именами других писателей второй половины XYII ст.—Симеона Полоцкого, Епифания Славнецкого, инока Евфимия и др. Но тот же самый „Обзор“ показывает, что до настоящего времени о деятельности Истомина появлялись только более или менее обширные заметки; что ученые, так сказать, мимоходом упоминали о нем.


Как создать и вести блог http://copirayter.ru  Сайт о копирайтинге, написание текстов.


Отсюда вытекает необходимость более систематического труда о Карионе, в котором бы по возможности всесторонне была рассмотрена его деятельность.
Воспользовавшись, главным образом, черновыми сборниками сочинений Кар. Истомина, *) хранящимися в библиотеке Московского Чудовского монастыря, под №№-ми 300, 301 и 302, мы делаем попытку всестороннего обозрения сочинений упомянутого писателя. Помимо указанных сборников мы пользовались, при написании нашего исследования, и другими рукописями: а) Красиво написанной тетрадью с сочинениями К. Истомина, хранящейся в том же монастыре под №-м 291-м, б) рукописями Синодальной (Патриаршей) библиотеки и Московского , Главного Архива Мин. Иностр. дел, о которых подробнее будет сказано ниже при обозрении самых сочинений Истомина.

1) Краткие сведения как об этих сборниках, так и о рукописи № 291, сообщены г. Петровым в ст. „Книгохранилище Чудова монастыря“, помещенной в „Памятниках древней письменности". 
Изучение сочинений его привело нас к мысли, что среди других деятелей Московской Руси второй половины XYII в., трудам которых посвящены специальные исследования, он по праву должен занять не последнее место. И тем более замечательною и достойною кажется нам деятельность его, что он жил и действовал не только в XYJI ст., но и в первые десятилетия XVIII- века.
Обозревая труды—продукт образования Кариона, нам казалось уместным сгруппировать и те биографические сведения о нем, какие нам удалось извлечь из черновых рукописей его и из трудов наших предшественников, упоминавших об этом деятеле.
В заключение считаем приятным долгом принести искреннюю благодарность тем немногим лицам, которые оказали нам содействие советом или пособием: Профес. А. И. Соболевскому, С. А. Белокурову, Ю. Д. Филимонову и некоторым другим.

 

Обзор литературы предмета.

Так как литература нашего предмета ограничивается небольшими заметками, то мы считали возможным подробно, в хронологическом порядке рассмотреть все, что имеем от своих предшественников о жизни и сочинениях К. Истомина. К этому нас побуждало и то соображение, что при отсутствии подробных статей о писателе ценным является всякое и самое незначительное известие о его жизни и сочинениях.

Из сочинений его называются: 1) Букварь в лицах, составленный в 1692 году и напечатанный в Москве в 1695 Леонтием Буниным. О больших буквах Букваря, представленных „изображениями. с1689 г.; хранится в Новгородской Софийской библиотеке. 4) „Имя Новое“ — книга, сочиненная в 1686 г. и находящаяся в Москов. Патриаршей библиотекеПриводит также и указание на время составления Карионом Букваря и на время издания его. В заключение указывается, что в книге 412 силлабических стихов.
Тот же Строев в другом своем труде (Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. Москва 1848 г., стр. 8—9 и 312) под № 24 описывает подлинник Букваря Кар. Истомина, который он в 1693 году октября 14 поднес царице Парасковии Феодоровне. Это список с Букваря, поднесенного царице Наталии Кирилловне и назначенного для ее внука царевича Алексея Петровича. Замечает автор о внешнем виде Букваря, что он прекрасно написан с красками и золотом. Для биографии Кариона из посвящения царице Наталии Кирилловне, приведённого не вполне, извлекается, что он был „иеромонах и царские типографии справщик“.
Под № 303-м приводится заглавие другого сочинения Истомина: „Книга любве знак, в честен брак“,—которое написано в 1689 году. Это стихотворное приветствие Петру Великому, когда он вступал в брак с Евдокией Феодоровной Лопухиной. Всех силлабических двустиший— 153. О рукописи замечено, что она замечательна по каллиграфии: „изображение новобрачной четы, картинки и фигурныя с золотом буквы, нарисованы очень искусно, переплет из шелковой материи“.
С. Смирнов (История Московской Славяно-греко-латинской Академии. Москва 1855 год стр. 16, 75—76), перечисляя учеников братьев Лихудов, называет в числе их и Кариона. Он — „иеромонах Чудова монастыря, еще до изучения пиитики-стихотворец, потом ученик Академии, наконец справщик при типографии. Он любил преимущественно заниматься стихотворством. В 1712 году он вызван был митр. Иовом в Новгород и там около года занимался переводами книг с греческого яз.; возвратившись в Москву скоро скончался в Чудове монастыре“. Из сочинений его называет: 1) Целую книгу приветственных стихов царевне Софии 1681 года; 2) Поэму на брак Петра с Евдокиею Фёдоровною 1689 г., 3) Букварь в лицах с изображениями людей и животных, взятыми из старинных рукописей: под каждою картиною нравоучительные стихи (ссылка на Букварь, хранящийся в библиотеке Глав. Москов. Арх. Минист. Иностр. Дел); 4) Имя новое 1686 года; 5) Едем, посвященный царевичу Алексею Петровичу; 6) Екклесиа, сие есть Церковь ему же 7) Акафист Богоматери, — посвященный царице Парасковии Феодоровне; 8) Веселеил. Наконец упоминается сделанный в 1692 г. перевод сочинения Иулиа Фронтина, сенатора римского, о случаях военных (хранится в Москов. Гл. Арх. Мин. Ин. Дел), и указывается, что Карион занимался составлением летописи (ссылка на Словарь митр Евгения М. 1849 г. стр. 46). Кроме того, г. Смирнов указывает, что, по укрощении мятежей в 1682 году, Карион первый возобновил заботы об образовании, поднесши царевне Софии стихотворную просьбу. В приложении к своему сочинению под № 1-м г. Смирнов напечатал отрывок из стихов Софье.
Архиеп. Филарет (Обзор русской духовной литературы— Ученыя Записки Вт..Отд. Импер. Акад. Наук, кн. III. 1856 г., 262 — 263 стр.), сообщая биографическия сведения о нашем писателе, говорит: „ученик академий, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патриархе Адриане, в 1712 году учитель в Новгородском училище,-)-1713 г.“
Сочинения Кариона он разделяет па три отдела: а) Учебныя, б) Ораторския и поэтическия и в) Переводы. В числе учебных называет: 1) Букварь, поднесенный царице Наталии Кирилловне для царевича Алексея Петровича (Царскаго № 27), изд. М. 1695 г. (замечания, о нем в Северном Архиве 1822 г. № 11 !); 2) Эдем, посвященный
9 Указание неверное; описание содержания Букваря—в Сев. Арх. 1822 г. ч. IV, № 19, стр. 1—27.
царевичу Алексею; 3) Экклесия —ему же; 4) Вероятно, Истомину же принадлежит Арифметика, написанная вМ. 1700 г. В предисловии сказано: „Ныне многим тщанием новособранное от многоразличных толковников, по временам зде в царствуемом граде Москве бывших, греческаго же и латинска языка“. Названия арифметическим действиям— латинския. После предисловия написаны стихи к читателю. Книга приготовлена была к печати (Черткова библ. II, 450). Из ораторских и поэтических названы: 1) Слово о Смоленской иконе Богоматери; 2) Слово об иконах Оковец- ких; 3) Приветствие цар. Петру при вступлении его в брак 1689 г. (Цар. № 303); 4) Имя Новое 1686 г. (Синод. библ.); 5) Стихи царевне Софии 1681 г. (напеч. в Ист. Моек. дух. Акад. М. 1855 г., 396—400 стр.); 6) разныя поучения и письма, в том числе и письма, писанныя от имени патр. Адриана (Чудов, монаст. № 223); 7) Служба чудотворцу Ипатию, написанная в 1704 г. по прошению „господ, болярина Никиты Иоанновича Иакинфова“; 8) акафист Богородице, посвящен, царице Прасковье Феодоровне; 9) Служба блаж. князю Даниилу - „сотвори наи- хуждший иерей Карион Истомин, справщик печатнаго книжнаго двора, 1711 г., по прошению игумена Макария Даниловскаго монастыря “ (ссылка на Слав.-рус. рукоп. Черткова). Из переводов помимо упомянутаго г. Смирновым соч. ИОл. Фронтина называется еще соч. блаж. Августина о любви.
Ф. И. Буслаеве (Историческая Христоматия ц—сл. и др. русск. языков. Москва. 1861 г., стр. 1299—1302) перепечатал отрывок из стихотворения Кариона к царевне Софии, напечатаннаго у г. Смирнова. А из Букваря по моек. изд. 1694 г. напечатал „Стихотворное вступление“ и „Стихи под буквою K“. Из примечаний автора к напечатанному приведу след.: „Замечательно, что еще задолго до Ломоносова просвещение было любимою темою поэтов грамотеев XYII в,“ Стихи под буквой К он называет безсмыслицей и обясняет ее тем, что стихи стоят под буквою К, „как и под прочими буквами помещены подобные же“.
Горский и Невоструев (Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел второй, 3. Москва. 1862 г., стр. 290—292) под ЛЬ 265 (по прежнему каталогу № 471) описывают соч. Кариона 1686 г. „Имя новое“. Они приводят полное заглавие сочинения, под красивою оттиснутою заставкой среди рамок находящееся, и -часть посвящения книги патриарху Иоакиму на новое лето. На основании предисловия утверждается, что сочинитель взял повод назвать свою книгу „Имя новое“ от слов Апокалипсиса: „и имя Мое новое, “ полагая, что под этим разумеется Имя Господа I. Христа.
I О главе сочинения, носящей название: „О слозе сиречь новаго имене о Авраамове, еже то семеие“, замечено, что „как надписание, так и изложение ея не толково.“ Приводится буквально то место из „Имени Новаго“, где Карион говорит о составе имени „Иисус“, и указано другое, где приводится состав имени „Христос“. О приложенных к сочинению псалмах, начальныя слова которых, по мнению Кариона, образуют имена Иисус и Христос, говорится, что многие из них действительно имеют прямое отношение к I. Христу. В предисловии в книге на стр. IY Горский и Невоструев называют это сочинение Кариона не важным.
II. Пекарский (Наука и литература в России при Петре Великом. СПб. 1862 г. I т., стр. 171—-174,210 примеч. 2,268.; т. II, стр. 92 прим. 1, 144,-145, 381.) сообщает весьма интересныя сведения о многих сочинениях Кариона. Так он говорит о напечатанном в Москве в 1696 году „Букваре языка славенска хотящым детем учитися чтения писаний. Начало всех письмен до столепное начертание; к сему и иныя главизны потребныя во обучение должности христианския с душеспасительною пользою “. „ Здесь, после стихотворнаго поучения учащимся, азбука, склады, молитвы, заповеди, приветствия в прозе и стихах“. Приведены отрывки из двух стихотворений Алексею Петровичу, из которых видно, что „Букварь“ предназначался для царевича, и отрывок из статьи „О учении приветство“, прописныя буквы в начале и потом в средине котораго
раскрывают имя: Карион иеромонах Истомин. Затем читаем у г. Пекарскаго: „К. Истомин составлял и другие учебники, предназначавшиеся для царевича Алексея Петровича: так в марте 1692 г. он поднес царице Наталье Кирилловне писанный красками и золотом „Букварь“... Тут разумеется Букварь, изд. в Москве в 1694 г. !) О букваре этом г. Пекарский замечает, что он весь состоит из изображений, заимствованных, судя по многим признакам, из каких-нибудь западных изданий. Наконец называется еще учебник, составленный Карионом,—это Малая грамматика (хранится в И. эрмитаже № 89, полка 3, в fo, на 50 листах), где изложена орфография, научающая „естеству письмен, ударению гласа и препинанию словес“, и изображены весьма затейливо киноварью все буквы славянскаго алфавита. Этот букварь с грамматическими обяснениями посвящен Алексею Петровичу. Из других сочинений Кариона упоминает Пекарский о переводе соч. ИО. Фронтона 1692 г. и о службе и житии св. Иоанна Воина. Описываемый экземпляр последняго в А. Н. принадлежал царевичу Алексею Петровичу. В первый раз напечатана эта книга в 1695 г., второй —в 1707 г. Имя Кариона, как авто- ’ ра, открывается в акростихе, который находится на обороте последняго листа в экземпляре г. Каратаева. Сочинение издавалось несколько раз; 6-е издание—в Москве 1762 г.
В заключение сообщаем сведения о Карионе Истомине из „Библиологическаго Словаря и черновых к нему материалов П. М. Строева“, изд. Бычковым СПб. 1882 г. стр. 163 —165. Сказав, что Карион написал Букварь славено - российских письмен, напечатанный в Москве в 1694 г , Строев называет след. другия сочинения его: 1) Книгу любве в знак, сочиненную на брак Петра Алексеевича в 1689 году 30 января. Эта книга находится в сборнике, принадлежащем Новоезерскому Кириллову монастырю. 2) В рукописи библиотеки Пафнутиева Боровскаго монастыря № 36 (в 4 д. л. начала XYIII в.) на л. 103 - 129 помещено сочинение К. Истомина: „Слово о иконе чудотворной Пресвятыя Девы Богородицы Марии, зовемыя Смолеяьския, яже в царьствующем граде Москве в Новодевичьем монастыре в обитании монахиней пребывает“. 

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРГЕЯ БРАЙЛОВСКОГО (1889 г.)

Категория: Биографии поэтов | Просмотров: 4607 | Добавил: natoliu1 | Теги: ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРГЕЯ БРАЙЛОВСКОГО (1, Карион Истомин, жизнь его и сочинения
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]