Суббота, 18.05.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS


 
Понравился сайт?
Версия сайта в pda
Меню сайта
Блоги авторов и пользователей

Блог пользователя:


Спасибо нашему сайту









Онлайн переводчик
Категории раздела

Поиск
Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Наш опрос
Как часто вы задумываетесь о смысле жизни?
Всего ответов: 61
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кто и откуда к нам пришел
Тор 5 статей









Мой блог авторских стихов

Между строк



Главная » 2015 » Август » 13 » В.Г. Ардзинба - СЮЖЕТ ПО НАРТСКОМУ ЭПОСУ РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ ИЗ КАМНЯ
Специальный сервис
22:31
В.Г. Ардзинба - СЮЖЕТ ПО НАРТСКОМУ ЭПОСУ РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ ИЗ КАМНЯ

В.Г. Ардзинба

СЮЖЕТ   ПО НАРТСКОМУ ЭПОСУ РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ ИЗ КАМНЯ

В центре внимания многих исследований по нартскому эпосу — выдающемуся памятнику устного народного творчества народов Кавказа и мирового фольклора — находится проблема происхождения "основы", или "ядра", эпоса. Однако часто недооценивается то, что решению данного вопроса  предшествует  установлению   "основы", этого"ядра". Положение усугубляется принципиальными расхождениями теоретических и методологических концепций авторов.
Одни видят следы мифологических тем в эпосе  нартов . Причем эти темы выявляются не на основе анализа сюжета в целом, а на "извлечении" из сюжета, цикла наиболее ярких мотивов,черт образа того или иного героя и сопоставления их с внешне сходными аналогами индоевропейской  или из иранской  мифологии . Последние традиции значительно лучше документированы и исследованы, чем мифология народов Кавказа. В них всегда можно найти параллели к отдельно взятому мотиву, образу из нартского эпоса.
Усилия других исследователей направлены на обнаружение в эпосе следов исторических событий, произошедших в реальности   бытовых и социальных   институтов древности. Так, в некоторых циклах эпоса усматривают отражение процессов консолидации племен в единый этнос, в отдельных эпических образах — пережитки "матриархата" или "патриархата". Исключительная роль камня ряде сюжетов трактуется как свидетельство зарождения эпоса в эпоху неолита или энеолита. Явно преувеличивается значение имен персонажей, терминов (в частности, Сатаней, Сасрыква, Сослан, нарт и т.п.) для доказательства того, у какого народа возник нартский эпос. Установление иранской, монгольской или кавказской этимологии имени, термина не может автоматически разрешить проблему происхождения сюжета, цикла или всего эпоса.
Некоторые отмеченные выше трактовки истоков, содержания эпоса характерны для работ Ж.Дюмезиля . Отдавая должное заслугам Дюмезиля, в частности, в деле собирания нартских и других фольклорных текстов на всем Ближнем Востоке, необходимо, однако, отметить следующее. Дюмезиля занимает не детальный анализ сюжетов, образов эпоса, а поиски в них
следов "малоизменившихся мифов", ибо в эпосе "проглядывают мифологические темы" , И неудивительно, что на основе довольно поверхностных трактовок специалист по индоевропейской мифологии обнаружил в нартском эпосе аналогии к индоиранской мифологии.

Категория: Эпос народов мира | Просмотров: 3002 | Добавил: natoliu1 | Теги: индоевропейская, эпоха неолита, иранская мифологии, энеолит, памятник устного народного творчест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]