В средине XVIII века печать книг во всей Европе находится в полном ходу; и подобно всем отправлениям социального тела, оно подчиняется законам, и правилам, иногда стеснительным, обыкновенно же охранительным.
В конце средних веков во Франции, все дела , кторые касались продажи книгами, зависели, в столице, от парижского университета, а в провинции от других университетов. Власти с большою точностью определяли обязанности книгопродавцев относительно авторов и публики, они назначили условия для продажи; они по возможности требовали, чтобы каждый экземпляр, попавший в продажу, был подлежащим образом исправлен.
Размещения внутри жилых или коммерческих помещений интерьерная печать для оформления офисов, квартир, выставочных залов, рекламных и информационных стендов.
Эти правила, и до введения книгопечатания уже очень сложные, сделались еще более сложными, когда книгопечатание умножило в размерах, неведомых для наших предков, число экземпляров такого множества древних и новых сочинений. Столь многосложная и столь быстрая Фабрикация, с каждым днем занимавшая более и более значительное число рабочих рук, вызвала необходимость особого законодательства, и это последнее не раз доводило строгость до крайних пределов.
В 1535 году, как раз около того времени, как Людовик XII оказал такое почтение искусству Гуттенберга, Франциск I, напуганный произволом в печати, чуть было не запретил ее эдиктом, который, к счастью, не имел и не мог иметь столь ужасных последствий. Религиозные войны и споры способствовали излишней свободе, которая смогла бы сделаться опасным орудием, данным в ею руки печатью книг. Поэтому в 1539 году появился королевский приказ об учреждении полицейского надзора за парижскою типографией. Рабочим было воспрещено носить в мастерские шпаги, кинжалы, палки, соединяться в братства, заводить общие кассы, устраивать забастовки и монополии, посредством которых они навязывали свою волю патронам и не позволяли им брать себе учеников.
В приказе короля Генриха II, в 1551 году, предусматриваются другие опасности и определяются главным образом обязанности печатников. По этому приказу, подписанный экземпляр всякой предназначенной к печатанию рукописи был обязан оставаться у цензоров, и потом еще по выходе ее из печати. На каждой книге должны были стоять имя автора и печатника, обозначены его местожительства, его штемпель и время печатания; некоторые из этих распоряжений еще и теперь имеют силу во Франции.
Лучшие правила оставались без применения, когда в обществе господствовала неурядица, а последняя была велика до вступления на престол короля Генриха IV. Поэтому-то, лишь начиная с ХVII столетия, при Людовике XIII, начинают приводиться в порядок законы, касающиеся типографий и книжной торговли. Приказ 1618 года освящает возвращение к дисциплине профессии, столь трудно подчиняющейся ей. Приказ короля Людовика ХIV по этому предмету, 1686 года, представляет собою настоящий устав. |